Тесты на подвижность суставов

Сегодня мы предлагаем ознакомиться со статьей на тему: "тесты на подвижность суставов". В статье представлена полная информация по тематике, рассмотренная с разных точек зрения.

Тесты на подвижность суставов

5.5.4.1. Тесты для количественной оценки подвижности в суставах

В начале этого раздела необходимо отметить следующее. Для подготовки высококвалифицированных спортсменов (особенно в спортивной и художественной гимнастике, плавании) разработаны шкалы оценок подвижности в суставах по которым результаты измерений можно перевести в оценки отлично, хорошо, удовлетворительно и т.д. Применить эти шкалы для оценки подвижности в суставах людей разных возрастов и профессий, занимающихся оздоровительными физическими упражнениями, было бы неправильно. В то же время, адаптированных для этой категории людей шкал пока просто нет. Поэтому лучше ориентироваться на динамику изменений подвижности в суставах.

Для занимающихся массовой и оздоровительной физкультурой предлагается и применяется практически единственный тест, по которому дают количественную оценку гибкости — наклон вперед из положения стоя (рис.4).

В отношении применения этого теста необходимо отметить:

    Поэтому для оценки суммарной подвижности суставов (общей гибкости) предлагается иной, более точный и надежный способ. Суть его в том, что показателем общей гибкости индивида является индекс (Н), вычисляемый, как частное от деления величины прогиба (h) на усеченную длину тела (L). Тест выполняется следующим образом. В исходном положении испытуемый стоит в основной стойке, прикасаясь к гимнастической стенке пятками сомкнутых ног, ягодицами, лопатками и затылком, держась руками хватом сверху (ладонями вперед) за перекладину гимнастической стенки. Кисти рук располагаются возможно ближе к плечевым суставам на высоте акромиальной точки. Из этого положения испытуемый выполняет предельный прогиб вперед, разгибая руки в локтевых и плечевых суставах до возможного предела. Ноги в коленных суставах так же полностью выпрямлены (рис.5). Экспериментатор горизонтально натянутой сантиметровой лентой, начало которой находится у маркированной крестцовой точки, измеряет минимальное расстояние от этой точки до стенки в момент стабилизации максимального прогиба. Быстрое и точное измерение требует определенных навыков. Чем больше величина Н, тем лучше гибкость. Надежность теста отличная r — 0,972.

Оценить суммарную подвижность суставов тела (общую гибкость) можно с помощью выполнения гимнастического моста . Измеряется расстояние между кистями и стопами (рис6а), или от крестцовой точки до опорной поверхности.(рис.6). В ряду тестов, позволяющих оценить суммарную подвижность, он наиболее сложный по исполнению и поэтому возможности его применения ограничены, особенно для людей старшего возраста.

На практике часто возникает необходимость оценить подвижность в отдельных суставах, тем более, что проявление подвижности специфично. Далее приведены наиболее надежные тесты для оценки подвижности трех основных групп суставов тела (плечевых, тазобедренных и позвоночника) ( по М.Миневой).

    Каждый тест выполнять 2 раза. В расчет берется лучший результат.

Тесты на подвижность суставов

Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов выделили следующие основные педагогические тесты для оценки подвижности различных суставов:

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).

«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования: 1) одинаковые исходные положения звеньев тела; 2) одинаковая (стандартная) разминка; 3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах [18].

М.А. Годик отметил что, пассивная гибкость определяется по той наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы. Величина ее должна быть одинаковой для всех измерений, только в этом случае можно получить объективную оценку пассивной гибкости.

Величину пассивной гибкости определяют в момент, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение. Следовательно, показатели пассивной гибкости гетерогенны и зависят не столько от состояния мышечного и суставного аппаратов, но и от способности спортсмена какое-то время терпеть неприятные ощущения. Поэтому важно так мотивировать его, чтобы он не прекратил тест при появлении первых признаков боли.

Разница между величинами активной и пассивной гибкости (в сантиметрах или угловых градусах) называется дефицитом активной гибкости (ДАГ) и является критерием состояния суставного и мышечного аппарата спортсмена [3].

Лях В.И. в своей книге: «Тесты в физическом воспитании школьников» заметил, что для измерения гибкости в школах разных стран используются, как правило, схожие тесты. Для выполнения отдельных контрольных испытаний «на гибкость» требуется определенный инвентарь (угломеры, линейки). Проведение тестирования не представляет для преподавателя особой трудности.

Читайте так же:  Обострение боли в коленном суставе

1. Наклоны туловища вперед в положении седа.

Оборудование: скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену, наклоняет туловище вперед-вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди испытуемого до пола (скамьи).

Результат — показатель уровня развития гибкости учащегося.

Возможны два варианта интерпретации результата: а) сравнение показателя тестируемого с показателями других учащихся в этом тесте; б) сравнение его результата в указанном тесте с результатами в других тестах на гибкость.

Вариант. Тот же тест, но выполняется из положения стоя (Рисунок 4.2).

Рисунок 4.2. — Наклон туловища из положения стоя

2. Поднимание рук вверх в положении лежа на животе (Рисунок 4.3).

Рисунок 4.3 — Поднимание рук вверх из положения лежа на животе

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого пояса.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи. Интерпретация этого результата осуществляется так же, как и в предыдущем тесте.

Отход от стены. Этот тест тоже используется для измерения гибкости верхнего плечевого пояса.

Процедура тестирования. Испытуемый становится спиной к стене, ноги вместе, руки разводит в стороны так, чтобы мизинцы обеих рук касались стены (Рисунок 4.4).

[3]

Рисунок 4.4 — Отход от стены

Затем, не отрывая мизинцев от стены отходит на максимальное расстояние вперед.

Учитель измеряет на уровне лопаток расстояние от спины испытуемого до стены. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущем тесте.

Тест для оценки гибкости мышц-сгибателей и разгибателей голеностопного сустава.

Оборудование: скамья, лист бумаги, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый садится на скамью, ноги вместе. С внутренней стороны ноги перпендикулярно скамье подкладывается чистый лист бумаги. Испытуемый разгибает ногу в голеностопном суставе. В этот момент положение большого пальца фиксируется точкой на бумаге. Затем учащийся сгибает ногу в голеностопном суставе, точкой фиксируется положение пятки, а также верхняя точка подъема стопы. То же самое проделывается со второй ногой.

Результат определяется следующим образом: точки на бумаге соединяют и замеряют полученные углы от горизонтали. Интерпретация этого результата проводится так же, как и в предыдущих тестах.

Оборудование: скамья, рулетка.

Процедура тестирования. Испытуемый ложится на живот на скамью или на пол, руки заводит за спину, партнер фиксирует ноги, прижимая их к полу (скамье). Затем тестируемый как можно выше поднимает голову и спину.

«Чистый» результат расстояние от пола (скамьи) до яремной ямки тестируемого. Однако более информативным является результат, рассчитанный по следующей схеме: «чистый» результат, умноженный на 100 и разделенный на длину туловища, измеренную в сантиметрах.

«Мостик» (Рисунок 4.5).

Рисунок 4.5 — «Мостик»

Процедура выполнения этого упражнения известна.

Результат — расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат.

Разведение ног в стороны. Рекомендуется два варианта.

Процедура тестирования. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед-назад с опорой на руки.

Результат — расстояние от вершины угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.

Контрольные упражнения для оценки гибкости различных суставов приведены на рисунке 4.6 [9].

Рисунок 4.6 — Контрольные упражнения для оценки гибкости различных суставов

Онлайн тест на состояние опорно-двигательной системы

Елена Полякова, врач

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Человеку свойственно обращаться к специалисту тогда, когда на первый план выходят не «звоночки», от которых (как правило) мы отмахиваемся, а явные суставные патологии (артриты, артрозы, сколиоз, шейно-грудной остеохондроз и т. п.). И это в корне неправильно!

Наш тест поможет вам оценить, насколько хорошо и слаженно работает ОДА, принимая во внимание особенности здоровья каждого посетителя сайта и функциональные возможности мышц и суставов. Пройдя тест, можно будет уверенно «читать по телу», выявив самые сокровенные тайны, которые прячет опорно-двигательная система, увидеть скрытые травмы, заболевания или понять все нюансы неправильного образа жизни.

Заболевания позвоночника и различные функциональные нарушения ОДА важно выявлять и лечить вовремя, а поможет обнаружить их специальный тест, который вы можете пройти самостоятельно, честно ответив на вопросы.
Пройти тест

1. Вам случалось получать травмы (переломы ног или рук, растяжения связок)
Да
Нет

2. Иногда у Вас возникают боли в суставах или позвоночнике. Вам свойственны ограничения подвижности в одном или нескольких суставах.
Да
Нет

3. У Вас сидячая, малоподвижная работа или, наоборот, работа «на ногах»
Могу дотянуться только до коленей.
Нет

4. Ваши суставы хрустят, щёлкают или скрипят при движении
Да
Нет

5. У Вас есть нарушения осанки, проявления остеохондроза, сколиоза
Да
Нет

Тест на гибкость плечевых суставов.

Приложение 1

Оценка гибкости с помощью тестирования

Оценка гибкости задней поверхности бедра, подколенного сухожилия, поясницы, ягодичной мышцы. Измеряется в сантиметрах.

Подготовка: Линейку располагают так, чтобы она была продолжением ног. Нулевое деление находится на уровне пяток.

Исходное положение: Сидя на полу, стопы вместе или чуть разведены (не более 5-7 см.) и перпендикулярны полу.

Удерживая ноги выпрямленными в коленях, выполняется наклон вперед из положения сидя. Двумя руками постараться дотянуться как можно дальше. Все, что дальше нулевого уровня (уровень стоп) измеряется со знаком «+», все, что ближе, со знаком «-».

Критерии оценки: Для девочек и женщин расстояние должно составлять не менее + 5 см., для мальчиков и мужчин + 10 см.

Гибкость подколенных сухожилий:

Подготовка: На уровень пяток положить сантиметровую ленту; под прямым углом к ленте разместить линейку так, чтобы нулевое деление было направлено к туловищу, а отметка 20 см располагалась на ленте.

Читайте так же:  Повреждение крестообразной коленного сустава

Исходное положение: Сидя на полу, ноги вытянуты вперед, стопы натянуты на себя на ширине плеч, колени прижаты к полу.

Кисть одной руки располагают сверху другой кисти, пальцы вытянуты вперед. Наклон вперед как можно глубже, стараясь коснуться линейки как можно дальше.

Хорошо: пальцы касаются шкалы линейки за пятками;

Удовлетворительно: пальцы касаются шкалы линейки на уровне пяток – 0 см;

Плохо: пальцы рук касаются шкалы линейки на уровне голеней.

Оценка гибкости поясничного отдела позвоночника и длинных мышц спины (на сгибание):

Исходное положение: Стоя, стопы и колени вместе, колени не напряжены. Нужно выполнить наклон вперед, стараясь дотянуться ладонями до пола рядом со стопами.

Хорошо: основание ладоней располагается ближе к пяткам

Удовлетворительно: основание ладоней располагается на уровне пальцев стопы

Плохо: пальцы рук касаются пальцев стопы

Пассивная гибкость позвоночника в поясничном и грудном отделе (тест на разгибание):

Исходное положение: Лежа на животе лицом вниз, ладони прижаты к полу на уровне плечевых суставов. Необходимо расслабить поясницу и, не отрывая таз от пола, поднять верхнюю часть туловища вверх, выпрямляясь на руках.

Критерии оценки: Измерить расстояние от мечевидного отростка до пола.

Хорошо: более 20 см;

Удовлетворительно: 15-20 см;

Плохо: менее 15 см.

Тест на гибкость плечевых суставов.

Исходное положение: Из положения сидя на полу, выполнить замок за спиной: поднять одну руку вверх и, согнув в локте, опустить ладонь между лопаток. Стараться соприкоснуться с ладонью противоположной руки снизу, зацепиться пальцами рук.

Критерии оценки: По тому, насколько легко и тесно сцепляются пальцы рук, можно оценивать гибкость и подвижность плечевых суставов.

Отлично: кисть в замок

Хорошо: пальцы в замок

Удовлетворительно: касание пальцами

Плохо: кисть на спине

гониометр Гамбурцева

Тесты для определения гибкости

Измерению подвижности суставов должна предшествовать индивидуальная разминка. Для оценки уровня развития гибкости могут быть использованы следующие контрольные тесты:

Тест для оценки подвижности позвоночного столба. Определяется по степени наклона вперед. Испытуемый(ая) в положении стоя на скамейке, наклоняется вперед до предела, не сгибая ног. Подвижность позвоночника оценивается с помощью линейки по расстоянию (см) от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком “минус” (-), а если опускаются ниже – знаком “плюс” (+).

Тест для оценки подвижности в плечевом суставе. Испытуемый(ая), взявшись за концы гимнастической палки, выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивается по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше подвижность этого сустава, и наоборот.

Тест для оценки подвижности в тазобедренном суставе (шпагат). Испытуемый(ая) стремится, как можно шире развести прямые ноги: 1) в стороны; 2) вперед-назад с опорой на руки. Соответственно регистрировались три вида шпагатов: левый, правый, поперечный.

Уровень подвижности в данном суставе оценивается по углу между правой и левой ногами при помощи угломера и транспортира: чем больше угол, тем выше подвижность в тазобедренном суставе, и наоборот.

Тест для оценки активной и пассивной подвижности в тазобедренном суставе. Испытуемый(ая), стоя боком у гимнастической стенки и взявшись одной рукой за рейку, поднимает прямую ногу вперед до предела. Это определение уровня активной гибкости. Для определения уровня пассивной гибкости ногу испытуемой поднимает вперед до предела за счет внешней силы (тренера или экспериментатора). Уровень подвижности в этом суставе оценивается по углу между ногами при помощи угломера и транспортира: чем больше угол, тем выше подвижность, и наоборот. Регистрируется активная и пассивная гибкость обеих ног.

Тест для оценки подвижности в голеностопном суставе. Испытуемый(ая), сидя на полу, оттягивает носки, при этом фиксируется с помощью линейки высота от первого пальца до пола: чем меньше это расстояние, тем выше подвижность голеностопного сустава, и наоборот [16].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ВОПРОС № 12 Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах. Характеристика документов перспективного планирования, текущего планирования, оперативного планирования.

Исходными данными для составления многолетних (перспек­тивных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия про­ведения спортивных занятий и другие факторы.

На основе харак­теристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки оп­ределяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсив­ность тренировочных нагрузок, количество соревнований.

Отме­чаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых сле­дует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.

В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготов­ки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжи­тельность соревнований зависят от структуры многолетней подго­товки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых ме­роприятий и других факторов.

Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).

Групповой план должен содержать данные, намечающие перс­пективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные по­казатели плана по годам — соответствовать уровню развития спорт­сменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (факти­ческое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.

Составление перспективного плана не должно сводиться к механи­ческому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизмен­ным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания.

Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, ве­личин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки.

Планирование на разных этапах многолетней спортивной под­готовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).

Читайте так же:  Остеоартроз левого коленного сустава 1 степени

К документам перспективного планированияотносятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки коман­ды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.

Учебный план определяет основное направление и продолжи­тельность учебной работы для того или иного контингента зани­мающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каж­дому разделу, длительность каждого занятия.

Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.

Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.

В этом документе раскрываются наиболее целесообразные фор­мы и методы педагогической работы, дается основное содержа­ние учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций кол­лективов физической культуры и др.).

Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного матери­ала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.

Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (ко­мандный и индивидуальный). Он составляется на различные сро­ки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спорт­сменов, их спортивного стажа.

Для спортсменов младшего возра­ста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо раз­рабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и даже 8 лет.

В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.

Основное содержание перспективного плана подготовки спорт­смена, команды включает следующие разделы: 1) краткая ха­рактеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов;

4) основная на­правленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивиду­ального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки;

8) общие и специ­фические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сро­ки комплексного контроля, в том числе и диспансеризаций) 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки ко­манды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.

План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим содержание работы на учебно-тренировочный год, а также наибо­лее целесообразную методическую последовательность прохож­дения материала по периодам и месяцам на протяжении годично­го цикла тренировки, количество часов на каждый раздел рабо­ты и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.

Годичный план подготовки (командный и индивидуальный). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их при­мерное распределение по отводимому времени, примерное рас­пределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности,

распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.

Оперативное планированиевключает в себя рабочий план, план-конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.

Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц).

В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательнос­ти излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия.

План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упраж­нений и организационно-методические указания.

План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать средства для достижения максимальной работоспособности (на дан­ный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.

Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны вклю­чать в себя:

данные о тех, на кого рассчитан план (персональные дан­ные о спортсмене или общая характеристика команды);

целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);

Оперативное планирование

Этот вид предполагает планирование тренировки на определен­ный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие.

Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тре­нировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются ос­новные положения годичного плана.

Наиболее подробно приводят­ся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность трени­ровочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в дан­ный отрезок определенного тренировочного цикла.

Тесты для определения уровня гибкости

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которая может быть достигнута испытуемым. Амплитуду движений измеряют в угловых градусах или в линейных мерах, используя аппаратуру или педагогические тесты. Аппаратурными способами измерения являются:

  1. механический (с помощью гониометра);
  2. механоэлектрический (с помощью электрогониометра);
  3. оптический;
  4. рентгенографический.

Для особо точных измерений подвижности суставов применяют электрогониометрический, оптический и рентгенографический способы. Электрогониометры позволяют получить графическое изображение гибкости и проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения. Оптические способы оценки гибкости основаны на использовании фото-, кино- и видеоаппаратуры. Рентгенографический способ позволяет определить теоретически допустимую амплитуду движения, которую рассчитывают на основании рентгенологического анализа строения сустава.

В физическом воспитании наиболее доступным и распространенным является способ измерения гибкости с помощью механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого крепится транспортир. Ножки гониометра крепятся на продольных осях сегментов, составляющих тот или иной сустав. При выполнении сгибания, разгибания или вращения определяют угол между осями сегментов сустава.

Основными педагогическими тестами для оценки подвижности различных суставов служат простейшие контрольные упражнения.

Читайте так же:  Мышцы правого плечевого сустава

1. Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того, наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

2. Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки — знаком «плюс» (+).
«Мостик». Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

3. Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

[1]

4. Подвижность в коленных суставах. Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание.

5. Подвижность в голеностопных суставах. Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования:

  1. одинаковые исходные положения звеньев тела;
  2. одинаковая (стандартная) разминка;
  3. повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

Пассивная гибкость определяется по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешних воздействий. Ее определяют по наибольшей амплитуде, которая может быть достигнута за счет внешней силы, величина которой должна быть одинаковой для всех измерений, иначе нельзя получить объективную оценку пассивной гибкости. Измерение пассивной гибкости приостанавливают, когда действие внешней силы вызывает болезненное ощущение.

Информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого (в сантиметрах или угловых градусах) является разница между величинами активной и пассивной гибкости. Эта разница называется дефицитом активной гибкости.

Список литературы:
1.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский цент «Академия», 2000. — 480 с.

В дополнение предлагаем ролик не относящийся непосредственно к данной статье, но имеющий схожую тематику:

Тесты для оценки гибкости.

Основным критерием оценки гибкости является наибольшая амплитуда движений, которую испытуемый способен достичь. Она измеряется в угловых градусах или линейных мерах при помощи специальной аппаратуры или педагогических тестов.

Основными аппаратурными способами измерения являются:

· механический (с использованием гониометра);

· механоэлектрический (при помощи электрогониометра);

В случае необходимости проведения предельно точных измерений подвижности суставов используется электрогониометрический, оптический или рентгенографический способы. Электрогониометры дают возможность проследить за изменением суставных углов в различных фазах движения на графическом изображении. Оптические способы подразумевают применение фото-, кино- и видеоаппаратуры. При применении рентгенографического способа определяется теоретически допустимая амплитуда движения, которая рассчитывается путём рентгенологического анализа строения сустава.

В спорте самым распространенным способом ввиду своей доступности является измерение гибкости при помощи механического гониометра — угломера, к одной из ножек которого прикрепляется транспортир. Ножки гониометра крепят на продольных осях сегментов сустава, что позволяет определить угол сгибания, разгибания или вращения между осями сегментов сустава.

Наиболее популярными педагогическими тестами для контроля за подвижностью различных суставов являются:

Подвижность в плечевом суставе

В практике спорта наибольшее распространение нашли следующие вариации:

а) Спортсмен, удерживая гимнастическую палку, выполняет выкрут прямых рук назад. О степени подвижности плечевого сустава судят по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем оно меньше — тем выше гибкость данного сустава, и наоборот. Кроме того, полученный показатель сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого, на основании чего выводится конечный результат.

б) Испытуемый принимает положение основная стойка, сжимает пальцы рук в кулаки, при этом большие пальцы находятся внутри кулаков. Спортсмен совершает максимально возможное приведение и вращение правой руки внутрь, максимально сгибая её в локтевом суставе; и одновременно максимально возможное отведение и вращение левой руки наружу, максимально сгибая её в локтевом суставе. Таким образом, оба кулака должны располагаться за спиной испытуемого.

Исследователь замеряет расстояние мужду двумя кулаками.

После выполнения первой попытки, упражнение повторяется со сменой положения рук на противоположное.

в) Ещё одним способом контроля подвижности в плечевом суставе является активное отведение прямых рук с гимнастической палкой вверх из положения лежа на груди, руки выпрямлены над головой. Фиксируется расстояние от пола до гимнастической палки. Чем оно больше — тем выше гибкость.

Подвижность позвоночного столба

В практике спорта применяется несколько способов, позволяющих оценить подвижность позвоночного столба:

а) Один из них подразумевает выполнение наклона туловища вперёд в положении стоя на скамейке, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника определяется при помощи линейки или сантиметровой ленты по расстоянию от нулевой отметки до третьего пальца руки. В случаях, когда пальцы не достают до нулевой отметки, зафиксированное расстояние обозначается со знаком «минус» (-), когда опускаются ниже нулевой отметки — со знаком «плюс» (+).

б) Второй разновидностью данного теста является так называемый «Sit and reach test», который применяется при тестировании игроков НХЛ.

В ходе его выполнения испытуемый в положении сидя на полу без обуви наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Испытуемый должен зафиксировать данное положение на 2 секунды. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. В избежание отрицательных отметок, вместо нулевой устанавливается отметка 25,4 см. Следовательно, испытуемый, выходя за пределы пальцев ног, получает результат выше 25,4 см.

Читайте так же:  Тайская мазь для суставов зеленая

в) «Мостик». В ходе данного теста испытуемому ставится задача принять положение «мостик», расположив при этом руки и ноги как можно ближе друг к другу. Регистрируется расстояние от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем оно меньше — тем выше гибкость, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе

При выполнении данного контрольного упражнения задача испытуемого как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед-назад с опорой на руки. Об уровне подвижности в данном суставе судят по расстоянию от пола до копчика: чем оно меньше — тем выше гибкость, и наоборот.

Выполнять разведение ног в стороны можно также лёжа у стены с начерченной на ней шкалой.

Подвижность в коленных суставах

Испытуемому ставится задача выполнить приседание с вытянутыми вперёд руками или с расположенными за головой. При помощи гониометра измеряется угол сгибания в коленных суставах, что служит количественной оценкой подвижности.

Подвижность в голеностопных суставах

Испытуемый занимает положение седа, затем производит сгибание («тыльное сгибание») и разгибание (в литературе встречается также понятие «подошвенное сгибание») в голеностопных суставах. Регистрируется расстояние от коньчиков пальцев ног до пяток. Количественная оценка гибкости осуществляется с помощью гониометра.

Пассивную гибкость определяют в тех же контрольных упражнениях и по тем же методическим указаниям, только с использованием внешних воздействий. Измерение прекращают, когда испытуемый начинает ощущать боль.

Разница между величинами активной и пассивной гибкости, так называемый «дефицит активной гибкости», считается информативным показателем состояния суставного и мышечного аппарата испытуемого.

При измерениях гибкости в суставах следует особо тщательно соблюдать условия стандартизации тестирования, поскольку их несоблюдение способно значительно повлиять на конечный результат:

· одинаковые исходные положения звеньев тела;

· повторные измерения гибкости проводятся в одно и то же время.

Вне зависимости от вида измеряемой гибкости при выполнении контрольных упражнений запрещается применять пружинистые (балистические) движения. Чтобы попытка была засчитана, поза должна удерживаться на протяжении нескольких секунд.

Список литературы

Хрипкова Л. Т. Возрастная физиология. М. Просвещение, 1988 г.

Художественная гимнастика. Учебная программа. М. Федерация художественной гимнастики, 1991 г

М. Дж Атлер Наука о гибкости. – Издательство «Олимпийская литература» 2001г.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб, для ин-тов физ. культуры / Л.П.Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с., ил.

Солодков, А.С. Физиология спорта: Учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. — СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 1999. —231 с.

Пройдите тест чтобы узнать подвижность ваших тазобедренных суставов

Елена Полякова, врач

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(0 голосов, в среднем: 0 из 5)

Тазобедренный сустав – анатомически сложная конструкция во всем опорно-двигательном аппарате, самый большой из суставов, место, где соединяются тазовая и бедренная кости с помощью вертлужной впадины. К ТБС крепятся хорошо развитые мышцы, обеспечивающие человеку подвижность и возможность передвигаться, заниматься спортом и т. п.

Можно ли правильно и самостоятельно дать оценку функциональности ТБС, прочности мышц бедра? Можно, если пройти тест на проверку подвижности.

Оригинальные тесты:

  1. С наклоном вперед, колени остаются прямыми. Итог: если вам удалось сделать максимально глубокий наклон, достать ладонями до пола и удержать тело в таком положении несколько секунд, гибкость ТБС отличная, если ладони коснулись только колен – плохая.
  2. Встать плотно к стене, плавно отвести ногу в сторону, максимально высоко, с задержкой в 2–3 сек. Итог: если нога и пол образовали угол в 90 °– то гибкость хорошая, менее 70 ° – плохая.

Следующие упражнения можно включать в комплекс ежедневной гимнастики и одновременно протестировать подвижность тазобедренных суставов:


ТЕСТ 1. И. п. – сидя на стуле, правую ногу опереть стопой на колено левой. Голень – в горизонтальном положении.


ТЕСТ 2. И. п. – лежа на спине. Максимально возможно приблизить к груди согнутую в колене правую ногу, бедро прижать к туловищу. Повторить упражнение с левой ногой.


ТЕСТ 3. И. п. – лежа на животе, голову не поднимать. Согнуть правую ногу, пытаясь достать пяткой до ягодиц. Бедро не должно отрываться от пола. Повторить с левой ногой.


ТЕСТ 4. И. п. – сидя на коврике, спина прямая, ноги развести в стороны. Стараться сделать угол между ногами 90 °.


ТЕСТ 5. И. п. – спина прямая, полулежа с упором на локти. Согнуть ногу в колене и отвести его вовнутрь, голень перпендикулярна другой ноге. Таз неподвижен, коленом коснуться пола.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если после прохождения теста и выполнения тест-упражнений результат оставляет желать лучшего – нужно заняться своим здоровьем и пройти курс ЛФК для улучшения подвижности в тазобедренном суставе, эластичности мышц и связок.

Источники


  1. Берн, Лоик Боль в спине и шее / Лоик Берн. — М. : Олимп-Бизнес, 2010. — 192 c.

  2. В. И. Иоффе Иммунология ревматизма / В. И. Иоффе. — М. : Государственное издательство медицинской литературы, 1984. — 356 c.

  3. Вельяминов, Н. А. Учение о болезнях суставов с клинической точки зрения / Н. А. Вельяминов. — М. : Государственное издательство, 2011. — 434 c.
  4. Леонардо Анатомия записи и рисунки / Леонардо, Винчи Да. — Москва: Высшая школа, 2006. — 586 c.
Тесты на подвижность суставов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here